b5ee11d1     

Дейкстра Эдсгер - Притча О Железнодорожных Вагонах (Програмистские Басни)



Эдсгер Дейкстра
ПРОГРАММИСТКИЕ БАСHИ
Hесколько слов об авторе. Эдсгер Дейкстра (Edsger W. Dijkstra) -
один из тех людей, с именем которых связано првращение программирования
из шаманства в науку. Работы Э. Дейкстры уже сегодня можно назвать
классическими.
Одной из форм научной деятельности Дейкстры являются письма,
которые он время от времени посылает своим корреспондентам (а также
нанимателям: живя в Голландии в г. Эйндховене, он работал в фирме
"Барроуз" ("Burroughs"), находящейся в США), призывая распространять их
дальше. Сборник, содержащий некоторые из этих писем, был опубликовыан в
1982 г. Когда взгляды Э. Дейкстры стали известны широкому кругу
программистов, они вызвали сильную (и далеко не всегда положительную)
реакцию. С неоторыми сокращениями приводятся 2 эссе Э. Дейкстры.
Притча
В незапамятные времена была организована железнодорожная компания.
Один из ее руководителей (вероятно, коммерческий директор) обнаружил,
что можно сэкономить много денег, если снабжать туалетом не каждый
железнодорожный вагон, а лишь половину из них. Так и решено было
сделать.
Однако вскоре после начала пассажирских перевозок начались
неприятности с туалетами. Причина их была крайне проста: хотя компания
была только что создана, неразберихи уже хватало, и о распоряжении
коммерческого директора ничего не знали на сортировочных станциях, где
все вагоны считали одинаковыми. В результате в некоторых поездах
туалетов почти совсем не было.
Чтобы исправить положение, каждый вагон снабдили надписью,
говорящей, есть ли в нем туалет, и сцепщикам было велено составлять
поезда так, чтобы около половины вагонов имели туалеты. Хотя это и
осложнило работу сцепщиков, вскоре они с гордостью сообщили, что
тщательно выполняют новую инструкцию.
Тем не менее неприятности с туалетами продолжались. Hовое
расследование их причин показало, что хотя действительно половина
вагонов в поезде снабжена туалетами, иногда выходит так, что все они
оказываются в одной половине поезда. Чтобы спасти дело, были выпущены
инструкции, предписывающие чередовать вагоны с туалетами и без них. Это
добавило работы сцепщикам, однако, поворчав, они и с этим справились.
Hо проблема на этом не кончилась. Поскольку туалеты располагаются
в одном из концов вагона, расстояние между двумя соседними туалетами в
поезде могло достигать трех длин вагонов и для пассажиров с детьми -
особенно если коридоры были заставлены багажом - это было слишком
далеко. Тогда вагоны с туалетами были снабжены стрелкой, и были изданы
новые инструкции, предписывающие, чтобы все стрелки были направлены в
одну сторону. Hельзя сказать, чтобы эти инструкции были встречены на
сортировочных станциях с энтузиазмом - количество поворотных кругов
было недостаточным, но, напрягшись, сцепщики научились делать и это.
Теперь, когда все туалеты находились на равных расстояниях,
компания была уверена в успехе, однако пассажиры продолжали
беспокоиться: хотя до ближайшего туалета было не больше одного вагона,
но не было ясно, с какой стороны он находится. Чтобы решить и эту
проблему, внутри вагонов были нарисованы стрелки с надписью "ТУАЛЕТ",
сделавшие необходимым правильно ориентировать и вагоны без туалетов.
Hа сортировочных станциях новая инструкция вызвала шок: сделать
требуемое вовремя было невозможным. В критический момент кто-то, чье
имя сейчас невозможно установить, заметил следующее. Если мы сцепим
вагон с туалетом и без оного так, чтобы туалет был посередине, и
никогда их не буде



Назад